«Ученик. Восхождение Трампа» - о фильме

«Ученик. Восхождение Трампа» - о фильме

Фильм приоткрывает завесу тайны над изнанкой отношений между американскими акулами бизнеса. Вы узнаете, как молодой Дональд Трамп начал свое восхождение к вершинам власти, и какую роль в его судьбе сыграл Рой Кон, влиятельный адвокат, приверженец ультраправых взглядов.

Трейлер фильма «Ученик. Восхождение Трампа»:

«Ученик. Восхождение Трампа» выйдет в российский прокат 31 октября. Дистрибьютором выступит «Атмосфера Кино», правообладатель Arna Media.

Синопсис

Али Аббаси, датский режиссер иранского происхождения, снявший фильм «Убийца «Священный паук»» (номинант на премию «Оскар» и лауреат премии Канского кинофестиваля в категории «Лучшая актриса»), а также картину «На границе миров», получившую премии Европейской киноакадемии, представляет свою новую работу о закулисье американской бизнес-империи и об отношениях между известным адвокатом и его протеже, которые изменили весь мир.  

Действие фильма начинается в Нью-Йорке в 70-х годах прошлого века. Талантливый молодой бизнесмен Дональд Трамп только делает первые шаги на пути к успеху. Мечтая избавиться от влияния своего известного отца-магната и громко заявить о себе на рынке недвижимости в Манхеттене, он знакомиться со знаменитым политическим адвокатом Роем Коном, которому суждено сыграть в его жизни одну из ключевых ролей. Тот сразу видит, что перед ним молодой человек с большим потенциалом. В копилке самого Роя – судебный процесс над Джулиусом и Этель Розенбергами, обвиняемыми в шпионаже, а также участие в составе команды сенатора Джозефа Маккарти в допросах подозреваемых в связях с коммунистами. Кон на наглядных примерах показывает своему новому протеже, что путь к богатству и власти лежит через умение жонглировать фактами в свою пользу, жесткое давление на оппонентов и манипулирование СМИ. Ну а остальное – уже история. 

Ученик. Восхождение Трампа - кадр из фильма
Still77The Apprentice_©️ APPRENTICE PRODUCTIONS ONTARIO INC._PROFILE PRODUCTIONS 2 APS_TAILORED FILMS LTD. 2024

Мировая премьера фильма «Ученик» состоялась на 77-м Канском кинофестивале, в основную конкурсную программу которого лента и вошла. Главные роли в картине сыграли номинант на премию «Эмми» за роль в сериале «Пэм и Томми» Себастиан Стэн (Дональд Трамп), обладатель премии «Эмми» за роль в «Наследниках» Джереми Стронг (Рой Кон) и номинантка на премию «Оскар» за работу в фильме «Борат 2» Мария Бакалова (Ивана, первая жена Трампа). Сценарий написал Гэбриел Шерман, автор биографического бестселлера «Самый громкий голос в комнате» об основателе телеканала Fox News Роджере Айлзе.

История создания фильма

В 70-е годы прошлого века, еще задолго до того, как как стать миллиардером, звездой телевизионных реалити-шоу и 45-м президентом США, Дональд Трамп был амбициозным молодым человеком, который мечтал покорить нью-йоркский рынок недвижимости и создать себе там громкое имя. В то время Нью-Йорк успел растерять свой лоск, и для большинства американцев это был город, где люди изо всех сил пытались заработать себе на жизнь, и где процветала преступность. Но Трамп верил, что город сможет вернуть себе былую славу, и что именно ему, Дональду, предстоит сыграть в этом важную роль, если только он сможет заручиться поддержкой нужных людей.

И хотя Фред Трамп, состоятельный отец Дональда, был уверен, что затея его сына – гиблое дело, Дональду все уже удалось заполучить к себе в наставники и соратники Роя Кона, влиятельного политического адвоката, который не привык гнушаться ничем для достижения собственных целей. Поняв, что Дональд – молодой человек с большим потенциалом, Рой стал обучать его искусству использовать в своих целях чужую жажду наживы и власти. А помощником в этом должна была стать хитрая и довольно жестокая тактика. Ни у Роя, ни у Дональда никогда не было даже и тени сомнения в том, что для достижения целей все средства хороши.

«Ученик» – это первый полнометражный фильм на английском языке снискавшего признание кинокритиков датского режиссера иранского происхождения Али Аббаси. В картине он рассуждает о том, что такое история американского успеха, и как его достичь, если идти буквально по головам. Это новая талантливая работа от режиссера с визионерским мышлением, который завоевал мировую известность своим предыдущим фильмом «На границе миров», получившим в 2018 году премию Канского кинофестиваля в номинации «Особый взгляд», а также номинацию на «Оскар» и 6 номинаций на премию Европейской киноакадемии, в одной из которых он одержал победу. Премьера следующей работы Аббаси, фильма «Убийца «Священный паук»», также состоялась в Каннах в 2022 году в рамках основной конкурсной программы. В итоге кинолента победила в номинации «Лучшая актриса» (Зара Амир Эбрахими) и принесла режиссеру мировое признание критиков и простых зрителей.

Работая над картиной «Ученик», Аббаси мечтал снять не просто очередной фильм-биографию о жизни Дональда Трампа. Ему хотелось показать один из самых важных периодов жизни Трампа и провести целое исследование на тему того, какое влияние этот промежуток времени оказал на американскую культуру и мир в целом. «Это не серия из цикла «Жизнь знаменитых людей», – говорит Аббаси. – И не байопик о Дональде Трампе: нашей целью не было показать в деталях всю его биографию. Это будет весьма необычная история, показанная зрителям сквозь призму отношений между Трампом и Коном».

Автор сценария Гэбриел Шерман заинтересовался историей успеха Дональда Трампа еще в 2016 году, сразу после того, как магнат, к удивлению многих американцев, выиграл президентскую гонку и занял место в Овальном кабинете. Шерман далеко не новичок в журналистике: он прекрасно ориентируется во взглядах американских правоцентристов и написал немало статей о республиканцах и о ходе предвыборной президентской кампании Трампа для таких крупных изданий, как «New York Magazine» и «Vanity Fair». В 2014 году Шерман выпустил биографию Роджера Айлза, основателя телеканала «Fox News». А у Трампа первое из своих многочисленных с этим миллиардером интервью Шерман взял еще в то время, когда был начинающим журналистом и писал о сфере недвижимости для издания «New York Observer».

Весной 2017 года, когда Трамп всего несколько месяцев занимал пост президента США, в беседе с Шерманом некоторые из его давних знакомых политиков отметили, что во время предвыборной кампании и в первые дни, проведенные в Белом доме, Трамп руководствовался в своих действиях тактиками, которые перенял от Кона. «Рой подсказал Трампу, как правильно использовать СМИ в своих целях: ведь чем чаще ваше имя упоминается в новостях, тем больше власти вы сосредотачиваете в своих руках», – говорит Шерман.

Именно тогда к Шерману и пришла идея написать сценарий об отношениях между Коном и Трампом. «В один прекрасный день я вдруг подумал, а почему бы нам не снять киноленту о том, как Рой Кон стал наставником молодого Трампа, и какие советы он ему давал о первых шагах по тернистому пути к власти», — вспоминает сценарист.

Кадр из фильма "Ученик"

Перед тем, как сесть за свой первый сценарий для полнометражного фильма, Шерман провел настоящую исследовательскую работу: он изучил биографии обоих героев и пересмотрел на YouTube большое количество роликов 70-х и 80-х годов прошлого века с их участием. Шерман также взял интервью у тех, кто был знаком с Трампом с детских лет, а также у бывших коллег Кона, включая его бывшую ассистентку Сьюзен Белл и сотрудников его нью-йоркской компании «Saxe, Bacon & Bolan». После общения с этими людьми у Шермана сложилось стойкое впечатление, что отношения с Коном произвели на становление характера Трампа настолько сильное влияние, что без этого наставничества Трамп вряд ли сумел бы достичь таких высот.

«Люди воспринимают Трампа как того, кто готов смести буквально все на своем пути для достижения целей. Он фигура неоднозначная, которая у многих вызывает приступы негодования. Но Трамп еще и актер, который так долго играл свою роль, что в конце концов она стала его второй натурой, – говорит Шерман. –  Когда Дональду было чуть за двадцать, и он находился в самом начале своего пути, у него еще не было такой четко сформированной концепции поведения. Да, энергии, напора и амбициозности ему уже было не занимать. Но если вы посмотрите его ранние интервью, то увидите, что он довольно мягко и в какой-то степени нерешительно излагает свои мысли. Он даже излучает обаяние. В то время Трамп еще не был настолько уверен в себе – полная противоположность человеку, которого мы знаем. Это было самой интересной частью нашей работы – показать людям Трампа совсем с незнакомой им стороны».

После встречи с Шерманом исполнительный продюсер Эми Баэр («Брайан Бэнкс», «Джерри и Мардж играют по-крупному») сразу же загорелась идеей нового фильма. И в 2018 году она дала свое согласие на участие в съемочном процессе «Ученика». По признанию Баэр, прочитав первые страницы сценария, она, к своему большому удивлению, очень прониклась симпатией к молодому Трампу, человеку, который так мечтал добиться расположения отца и своих сверстников. «Эти чувства и стремления души знакомы каждому из нас, и ты видишь, что за образом успешного политика скрывается самый обычный человек», – говорит Баэр.

«На политической и культурной арене Трамп стал занимать заметное место примерно с сорока лет. Но мало кто помнит, каким он был, когда ему было немного за 20: это как раз то время, когда он начал работать над своим характером и профессиональными навыками, чтобы создать образ по-настоящему успешного человека. Его стремление к узнаваемости вполне понятно и объясняет, почему он так стремится к тому, чтобы его имя всегда появлялось в новостных лентах. Возможно, это и сподвигло его на участие в президентской гонке. Ну а теперь представьте, что наставником Трампа был адвокат Рой Кон, человек с гениальными способностями, который не гнушался никакими, даже самыми спорными, средствами в достижении целей. И вот перед вам разыгрывается настоящая драма, достойная пера Шекспира. Это невероятно интересный период в жизни Трампа, и современному зрителю будет весьма любопытно узнать побольше об этом этапе его карьеры».

По словам Баэр, тема взаимоотношений главных героев напомнила ей сюжетную линию романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей», в котором творец неожиданно понимает, то больше не в силах контролировать действия своего творения.  «Рой всегда мечтал подогнать реальность под собственное мировоззрение, но для этого требовалось иметь несколько иной имидж, – говорит Баэр. – И вот именно в Дональде он увидел достойного ученика: Трамп обладал яркой внешностью, был богат и амбициозен. Словом, это был идеальный кандидат, способный воплотить все замыслы Роя в жизнь».

Кроме того, Кон являлся ярым приверженцем собственной консервативной идеологии: он был абсолютно беспощаден к тем, кто смел встать на его пути. В одной из ключевых сцен «Ученика» Кон делится со своим протеже правилами, которые помогут ему побеждать в любой ситуации. Трамп, тогда еще будущий президент Америки, не только тщательно усвоил эти правила, но и сделал их своим девизом по жизни.

Правило № 1. Первым иди в атаку. Несмотря ни на что.
Правило № 2. Никогда ни в чем не признавайся. Всё отрицай.
Правило № 3. Всегда заявляй о победе и никогда не признавай поражения.

По задумке Баэр, кресло режиссера должен был занять человек, способный показать эту историю на экране с непривычной зрителям стороны. Продюсер и сценарист понимали, что в центре истории – персонажи весьма неоднозначные и настолько яркие, что на главную роль им нужно было подыскать актера, который сможет откинуть все страхи, сомнения и предрассудки и проникнуться настоящей симпатией к таким сложным и необычным героям.

«Меньше всего я хотел, чтобы сюжет «Ученика» получился слишком пресным и предсказуемым или, наоборот, слишком политизированным, в котором герои бы предстали плоскими, «картонными», – вспоминает Шерман. – По моей задумке, персонажи должны были получиться сложными, неоднозначными, со своими недостатками, способным как разочаровать, так и изумлять. Словом, это должны быть обычные люди из плоти и крови». «Я знала, что съемочный процесс будет совсем не простым, и мне не хотелось, чтобы вдобавок ко всему фильм был бы воспринят публикой и критиками как политическое заявление от американского режиссера», – добавляет Баэр.

Выбор команды пал на Аббаси, который уже успел зарекомендовать себя как талантливый режиссер, снимающий невероятно интересные истории с необычного ракурса. Так, например, его фильм «На границе миров» создан в жанре магического реализма, а в центре истории работница таможни, которая обладает необычной способностью определять на нюх, какую эмоцию испытывают люди: стыд, страх или чувство вины. Не самый распространенный сюжет для фильма. Фильм снят на стыке социального реализма и шведского фольклора, это талантливо сделанная аллегория на то, как в современном обществе относятся к меньшинствам. Нельзя не отметить и прекрасную игру главных актеров, которым, несмотря на серьезный пластический грим, удалось передать на экране всю гамму эмоций своих персонажей.

«Мне очень понравился, какой смелый и необычный подход избрал режиссер, исследуя в своем фильме «На границе миров» тему культурных различий, – говорит Баэр. – И я поняла, что «Ученик» должен снимать человек именно с таким режиссерским видением».

Ранние годы своей жизни Аббаси провел в Иране, а затем его семья переехала в Европу. Так что американской политикой он особенно не интересовался, и об отношениях между Трампом и Коном ничего не слышал. «Если честно, о том, кто такой Дональд Трамп, я узнал только, посмотрев то знаменитое видео, на котором он спускается по эскалатору и заявляет, что выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах, – признается Аббаси. – Ну а о Роне я услышал уже от Шермана».

Весной 2019 года Шерман приехал в Копенгаген познакомиться с Аббаси и провел в доме режиссера целую неделю, обсуждая с ним будущий фильм и возможные правки в сценарии. «Он сказал мне, что хочет раскрыть на экране не только образы главных героев, но и показать саму суть политического строя в стране. И эта его идея сразу же нашла во мне отклик, – признается Шерман. – Аббаси придерживается мнения, что своим успехом Трамп обязан самому капиталистическому строю и тому положению, которое власть имущие занимают в американском обществе. Ведь феномен Трампа мог возникнуть только в такой стране, как Америка, где деньги, успех и власть значат куда больше, чем честность и порядочность».

«Я предложил немного переписать сценарий, чтобы сделать персонажа Дональда не таким однозначным. По первоначальной задумке Шермана, в жизни Трампа, помимо его родного отца Фреда, был еще один человек, к которому он испытывал сыновьи чувства: это был Рой. Эти взаимоотношения должны были лечь в основу фильма. А мне казалось, что у такого человека, как Дональд Трамп, психология куда сложнее, и чтобы понять его, нужно учитывать самые разные аспекты: например, приобретаемый с годами жизненный опыт, склонность к самолюбованию, слабые места – здесь все сыграло свою роль, а не только та идеология, которой он придерживался. Перед нами поистине уникальный человек, на становление которого повлиял целый ряд самых разных факторов. И мне не хотелось оставить это без внимания в фильме», – говорит Аббаси.

По признанию Аббаси, он черпал вдохновение из оскароносной исторической драмы Стэнли Кубрика «Барри Линдон» о простом ирландском парне с мятежной душой, который пытается пробиться в высший свет середины 18-го века. «Да, это неожиданное и блестящее сравнение: провести параллель между персонажем нашего фильма и героем, который всеми правдами и неправдами пытается создать себе громкое имя, по сути не имея за душой ничего, — говорит Баэр. — А ведь у Трампа действительно есть много общего с этим персонажем».  

Итак, Шерман и Аббаси решили вместе немного переписать сценарий, и впереди их ждала целая череда испытаний, одно из которых был карантин из-за вируса КОВИД-19. Первое время с финансированием тоже были небольшие проблемы, так что Аббаси, пользуясь паузой, решил снять еще один фильм, который вышел на экраны в 2022 году и получил восторженные отзывы зрителей и критиков: криминальный триллер на фарси «Убийца «Священный паук»». В центре сюжета – журналистка, которая расследует целую череду убийств проституток в иранском городе Мешхеде. Премьера фильма «Убийца «Священный паук»» состоялась в Каннах, а Зара Амир Эбрахими, сыгравшая главную героиню, победила в номинации «Лучшая актриса».

Тем временем к работе над будущим фильмом «Ученик» стали подключаться новые продюсеры. Так, Дэниэлу Бекерману, основателю и президенту канадской кинокомпании «Scythia Films», еще не доводилось работать с Аббаси, но, по его признания, картина «На границе миров» – лучшее, что он видел за последние 20 лет. Именно в Канаде благодаря Бекерману и стартовали съемки «Ученика». «Подобно большинству крупных политиков, Трамп уже успел стать фигурой полумифической — так его воспринимают даже на политическом спектре. Так что фильм в некотором смысле поможет вам расставить точки над и. Как вокруг человека появляется такой загадочный ореол? И как в нашем сознании реальный образ человека переплетается с вымышленным? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы в нашем фильме».

Продюсер Луис Тине, который работал над фильмом «На границе миров», и который в конце 2022 года создал совместно с режиссером фильма датскую кинокомпанию «FILM INSTITUTE», признается: «Мы вместе с Али изучали философию в университете, и мы оба очень любим подвергать детальному анализу все, что происходит вокруг нас. Мы даже решили в шутку отразить в названии нашей компании нашу тягу к фундаментальной науке. А вообще у Али гуманистический подход к героем своих фильмов».

Джейкоб Ярек из кинокомпании «Profile Pictures» был знаком с Аббаси еще со времен, когда тот только начинал изучать киноискусство. Он был продюсером режиссерского дебюта Аббаси, триллера «Шелли», вышедшего на экраны в 2016 году, а также фильма «Убийца «Священный паук»». Ярек с радостью согласился стать частью команды новой картины.
«В своих фильмах Али всегда пытается расширить рамки нашего сознания и затронуть самые разные, иногда спорные, темы, которые не всем могут быть приятны, но которые требуют внимания общественности, – говорит Ярек. – И делает он это не по каким-то политическим соображениям, а просто потому, что ему хочется заставить людей посмотреть на окружающую их действительность другими глазами. И еще ему важно докопаться до самой сути вещей и понять, почему те или иные события приняли именно такой поворот: например, как серийному убийце, от рук которого за короткий промежуток времени погибли десятки женщин, удалось избежать правосудия, или как Дональду Трампу удалось стать самым влиятельным человеком в мире».

Последними, кто присоединился к команде продюсеров фильма, стали Рут Триси и Джулианна Форде из ирландской кинокомпании «Tailored Films». По их словам, они сразу загорелись идеей Али Аббаси снять основанный на реальных событиях фильм о Дональде Трампе. «Первое, что нам приходит в голову, это афоризм «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно», – говорят продюсеры. – И нам было невероятно интересно участвовать в процессе долгой и кропотливый работы над образом человека, который известен во всем мире. Фильм заставит вас задуматься о том, насколько на нас и наше мнение влияют СМИ и те, чье имя не покидает новостные заголовки».

О том, как проходил кастинг на главные роли

Выбрать правильных актеров на главные роли в фильме «Ученик» было делом первостепенной важности: от этого зависел успех фильма. В сценарии Гэбриела Шермана они предстают не монстрами во плоти, а обычными людьми с кучей недостатков, и мечтают они не только о деньгах и власти, но и о любви и понимании. По признанию Аббаси, он практически с первых дней общения с Себастианом Стэном понял, что тот – идеальная кандидатура на роль молодого Дональда Трампа.

Кадр из фильма "Ученик. Восхождение Трампа"

И хотя широкой публике Стэн больше известен как актер вселенной «Marvel», в его фильмографии есть и целый ряд работ в независимом кино, получивших хвалебные отзывы критиков. Так, он успел сняться в комедии режиссера и автора идеи Стивена Содерберга «Удача Логана», а также оскароносной спортивной драме Крэйга Гиллеспи «Тоня против всех». В этой картине Стэн играет Джеффа Гиллоули, супруга главной героини Тони, фигуристки, которая должна участвовать в Зимних Олимпийских играх. По сюжету герой Стэна строит план по нападению на главную конкурентку Тони, Нэнси Кэрриган.

Кастинг-директор фильма Кармен Кьюба связалась со Стэном и предложила ему сыграть роль Трампа в фильме «Ученик». Актер сразу же выразил свою заинтересованность и высказал желание лично обсудить фильм с Аббаси. И вот после 2-часовой беседы со Стэном по Zoom в 2019 году режиссер понял, что актер идеально впишется в образ. «Себастиан – талантливый и опытный актер, но для меня было важно, чтобы тот, кто будет играть эту роль, выложился бы на сто процентов – а это высший пилотаж. И Стэн оказался именно тем, кто нам нужен: мы с первой и до последней минуты работали с ним плечом к плечу, он буквально горел нашим проектом и полностью вжился в своего персонажа».

Баэр кандидатура Стэна тоже сразу же пришлась по душе. «На эту роль нам нужно было найти актера, который бы не побоялся примерить на себя амплуа самого известного – или печально известного – человека всех времен. А уж храбрости и умения перевоплощаться на экране Себастиану не занимать. Он умеет по-настоящему удивлять и не пасует ни перед чем. Ну и в молодости Трамп был достаточно привлекательным, а у Себастиана тоже яркая внешность. Кроме того, Стэн просто излучает обаяние: даже самые одиозные герои, которых он воплощает на экране, получаются у него человечными и понятными зрителям. А это именно тот подход к воплощению персонажу Трампа на экране, который мы искали».

По сюжету герой Стэна проходит через целую череду преображений: если в начале фильма он предстает перед зрителями аутсайдером, который порой теряет уверенность в себе, но полон амбиций, то к концу фильма это уже яркая публичная фигура, известная на весь мир.

По признанию самого Стэна, он испытывал беспокойство перед тем, как сыграть роль настолько известного человека, но он решил, что волнение – не лучший помощник на съемочной площадке. «Мне было очень страшно, я никак не мог выкинуть некоторые тревожные мысли из головы, – признается Стэн. – И я решил, что страх – это своего рода знак. Я сказал себе: «Ну что же, так случилось, что мне предстоит проделать этот путь. И я просто на него вступлю, а дальше будь что будет». Мы с Али нашли общий язык, и я очень уважаю его за его талант и творчество. Я полностью доверился ему и его художественному видению и нисколько не сомневался в концепции, которую он разработал для фильма. В качестве референса он выбрал такие картины, как «Барри Линдон», «Полуночный ковбой» и, что было неожиданностью, «Ночи в стиле буги». Так что, работая над моим персонажем, я знал, откуда черпать вдохновение».

Готовясь к съемкам, Стэн также принялся подробно изучать ранний период биографии Трампа, чтобы лучше понять психологию молодого бизнесмена. «Я искал о нем в интернете любую информацию, какую только мог найти: интервью для изданий «The New Yorker», «New York Magazine» и «The New York Times» конца 70-х и начала 80-х годов прошлого века. Ведь как раз в тот период и развиваются события нашего фильма. Я отсматривал все видеоролики с участием Трампа, которые мне только попадались на глаза, но тщательнее всего я изучал те материалы, которые относились к 70-м и 80-м годам. На каких-то видео Трамп уже предстает таким, каким мы его привыкла видеть, но кое в чем по сравнению с сегодняшним временем есть и кардинальные различия».

Стэн не прекращал работу над своим персонажем даже несмотря на то, что до старта съемок фильма «Ученик» у него вышел основанный на реальных событиях мини-сериал «Пэм и Томми», за роль в котором он был удостоен номинации на премию «Эмми». Стэн сыграл в нем барабанщика рок-группы «Mötley Crüe» Томми Ли. С виду худощавый и покрытый татуировками музыкант – полная противоположность молодому Трампу, человеку в теле и любителю модных дизайнерских костюмов. Но, по словам самого Стэна, определенное сходство все же присутствовало.

«Когда играешь реально существующего человека, есть очень важный аспект: нужно буквально вживаться в своего героя, – говорит Стэн. – И чем бы я не занимался в свободное время, – ехал за рулем, гулял, ходил по магазинам, проводил время с друзьями и семьей, – я постоянно смотрел видео с Трампом и слушал его интервью. Я включал ролики снова и снова. Для меня единственный способ стать с персонажем единым целым – это проводить с ним каждую минуту моего времени».

После того, как Стэн дал согласие на роль Трампа, съемочная команда приступила к поискам актера на роль Роя Кона. Главным претендентом стал Джереми Стронг, обладатель «Эмми» за роль в получившем восторженные отзывы критиков и зрителей сериале «Наследники», где он сыграл роль Кендалла Роя, человека с мятущейся душой.  Стронг познакомился с Аббаси на Кинофестивале в Теллурайде в 2022 году. И в скором времени они приступили к обсуждению совместной работы над фильмом «Ученик».

«Я уже слышал об этой картине и был поражен до глубины души тем, какую спорную тему собирался в ней затронуть режиссер. Так что я сразу же дал согласие на съемки, – вспоминает Стронг. – Сценарий был прекрасно прописан, в нем подмечено столько деталей, а персонажи такие яркие. Я знал, что благодаря видению Шермана, который провел для этого фильма настоящую исследовательскую работу и тщательно и скрупулезно выписал образы персонажей, а также благодаря Али с его немного бунтарским подходом к режиссуре, мы увидим на экране что-то невероятное».

К роли Кона Стронг готовился также долго и тщательно: он смотрел видеоролики с адвокатом, пытаясь перенять его манеру разговора. Чтобы лучше понять психологию Кона, актер также побеседовал с журналистом Кеном Аулеттой, который взял у адвоката большое интервью для журнала «Esquire». 

«Рой любил называть Дональда Трампа своим лучшим другом, – говорит Стронг. – А ведь сам Рой был человеком сурового нрава, достаточно жестоким и беспощадным. Многие даже считали его настоящим монстром, который и не думал каяться в своих злодеяниях.  Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Он был рожден в браке без любви, и его безудержная жажда сосредоточить в своих руках как можно больше власти и обрести вес в обществе – всего лишь попытка заполнить эту внутреннюю пустоту и своего рода самозащита от ненависти, которую он сам к себе испытывал, а также от чувства вины из-за своей гомосексуальности. Это был человек с очень сложным характером и натурой, у него было много пороков, но, как и все мы, он просто хотел, чтобы его любили. И, думаю, что в отношениях с Дональдом Трампом он как раз и нашел то, что искал. А потом потерял это».

В фильме «Ученик» Кон, человек, который пытался скрывать от широкой общественности свою тягу к другим мужчинам, не в первый раз предстанет на экране в качестве главного героя картины. Так, в 2003 году на экраны вышел мини-сериал «Ангелы в Америке», основанный на пьесе Тони Кушнера, которая была удостоена Пулитцеровской премии и награды «Тони». В центре сюжета – судьбы людей, которые пострадали от СПИДа в 80-х годах прошлого века в Америке. Роль Роя Кона, одного из персонажей сериала, получившего премию «Эмми», сыграл Аль Пачино, горячим фанатом которого является сам Джереми Стронг.

Кон
Still77The Apprentice_©️ APPRENTICE PRODUCTIONS ONTARIO INC._PROFILE PRODUCTIONS 2 APS_TAILORED FILMS LTD. 2024

На вопрос о том, было ли у него желание при работе над своим персонажем отойти от того образа Кона, который на экране воплотил Аль Пачино, Стронг ответил: «У меня не было такой задумки. Я лишь доверился своей интуиции и как можно тщательнее изучил биографию героя. Безусловно, Аль Пачино просто неподражаем в роли Кона, да и то, как Тони Кушнер прописал его образ в сценарии «Ангелов в Америке», точно не оставит никого равнодушным. Кон в этом сериале испытывает все муки ада, будто попал внутрь одного из фильмов Дэвида Линча. Словно произведения Фрэнсиса Бэкона вдруг поставили бы на сцене комедийного театра, а главным героем этого водевиля стал типичный американец».

Still23The Apprentice_©️ APPRENTICE PRODUCTIONS ONTARIO INC._PROFILE PRODUCTIONS 2 APS_TAILORED FILMS LTD. 2024

И хотя основной фокус фильма «Ученик» на взаимоотношениях Трампа и Кона, на экране появятся и другие персонажи, которые сыграли важную роль в жизни бизнесмена: его отец Фред Трамп (Мартин Донован), который всегда критиковал все, чем занимался Дональд, старший брат Фредди (Чарли Каррик) и Роджер Стоун (Марк Рендалл), будущий советник по политическим вопросам.

Ключевой персонаж фильма – Иванка, первая жена Трампа, чешская фотомодель и предпринимательница, брак с которой магнат заключил в 1977 году. У них родились дети – Дональд Трамп-младший, Иванка Трамп и Эрик Трамп. Роль Иванки сыграла болгарская актриса Мария Бакалова, получившая номинацию на премию «Оскар» за женскую роль второго плана в комедии «Борат 2».

«Для меня было важным, чтобы актриса, которая воплотила на экране образ первой жены Трампа, имела с ней схожее культурное происхождение, и чтобы она понимала, что это такое – переехать в Америку и затем вдруг стать знаменитой», – говорит Аббаси.

К работе над своей героиней Бакалова приступила с большим энтузиазмом. «Зрители знают Марию скорее как комедийную актрису из фильма «Борат», но в копилке Бакаловой есть и драматические роли, – говорит Аббаси. – У нее очень широкий актерский диапазон, а воплотить на экране героиню уровня Иваны мог только человек с такими способностями. Если вы посмотрите видеохронику с участием Иваны, то увидите, что она в чем-то забавный, но очень харизматичный персонаж. Есть в ней немного грусти, а еще у нее слегка гипертрофированное чувство собственного достоинства».

О производстве фильма

Съемки фильма «Ученик» проходили в Торонто с декабря 2023 по январь 2024 года. Этому предшествовал долгий и сложный период работы над пластическим гримом для главных актеров, которым занимался лауреат премии «Эмми» Шон Сэнсом («Оно», «Форма воды»).

Нужно было добиться портретного сходства актеров Стронга и Бакаловой с прототипами их героев, Коном и Иваной. Но основной фокус был на том, чтобы грим помог Себастиану Стэну вжиться в образ самого известного в мире человека. Творческая команда фильма понимала, что без грамотно созданного образа Трампа был риск того, что картина скатится до уровня пародии.

«Работая над обликом Трампа мы перебрали целую куч вариантов грима, – вспоминает Аббаси. – И поняли, что если актер будет выглядеть точь-в-точь, как Трамп, то у нас получится не фильм, а развлекательное вечернее шоу. Ну а если актер будет лишь отдаленно напоминать бывшего президента Америки, то мы не сможем добиться правдоподобности происходящего на экране. В облике Трампа есть некоторые черты, по которым ты безошибочно определяешь, что это он и никто другой. Так что мы немного поколдовали над образом, разбавив эти черты некоторыми другими, чтобы актер все же не выглядел как ожившая картинка. Необязательно было делать Стэну точно такую же прическу, как у Дональда, но в его образе должна была сквозить жесткость и даже некоторая грубость, свойственная политику. Это словно работать над реинкарнацией человека в другом теле».
Итак, команда Сэнсома пришла, наконец, к единому мнению относительно концепции обычного и пластического грима, а также было решено, как правильно укладывать Стэну волосы. Теперь актеру предстояло каждый день по утрам перед стартом съемок по два часа проводить в кресле гримера.

Аббаси стремился с максимальной достоверностью передать на экране атмосферу жесткой и непримиримой борьбы за власть и влияние – той реальности, в которой жили молодой Трамп и его могущественный наставник. Оператор Каспер Туксен («Худший человек на свете»), художник-постановщик Александра Маринкович («Отряд самоубийц») и художник по костюмам Лаура Монтгомери («Реальные упыри») выложились на сто процентов, чтобы фильм не казался слишком выхолощенным, а сюжет – предсказуемым.

«Самым важным для нас было создать правильную атмосферу на экране, а также набрать в команду людей, которые помогут воплотить в жизнь все наши задумки. Мы очень тщательно отбирали специалистов: нам было важно, чтобы над фильмом работали люди, которые понимали, что мы снимаем не просто очередной байопик. И чтобы все – операторская команда, художники-постановщики, ребята по спецэффектам и костюмеры – работали как одно единой целое. Мы собрали настоящих профессионалов своего дела из Канады и Европы, благодаря которым все кусочки мозаики сложились воедино», – говорит продюсер Бекерман.

«Когда снимаешь фильм о какой-то конкретной исторической эпохе, картинка иногда может получиться слишком глянцевой, – говорит Аббаси. – И зачастую это мешает как следует прочувствовать дух того времени, той эпохи. Нам хотелось сделать что-то вроде панк-рок версии исторического фильма, то есть наполнить картину определенной энергетикой и настроением, при этом не слишком цепляясь к деталям. Каждый раз на площадке я говорил ребятам: «Выкиньте из головы все эти мелочи, концентрируйтесь на правильном настрое, иначе получится слишком наигранно»».

Вот почему режиссер всячески избегал того, чтобы актеры выглядели чересчур гламурно. Сейчас, в эпоху Instagram[ *Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией], когда с помощью фильтра на iPhone можно скрыть любые недостатки на фото и видео, сложно себе представить, что в 70-е и 80-е годы прошлого века все было совсем по-другому, и даже самые богатые и знаменитые люди порой выглядели на снимках и экранах ТВ не такими уж идеальными.

«Герои в нашем фильме и не должны были выглядеть так, словно сошли со страниц модного журнала, – говорит Аббаси. – Если вы посмотрите на совместные фотографии Дональда и Роя, двух самых влиятельных людей Нью-Йорка того времени, то заметите, что у Роя нездоровый цвет лица, красноватые глаза, а лоб блестит. А у Дональда неидеальная улыбка и в целом не такой уж цветущий вид. А у Иваны на фотографиях видно, что тон у нее наложен неровно, так что верхняя половина шеи у белая, а нижняя – розоватая. Отсутствие ретуши для того времени это было делом обычным. Так что мы хотели, чтобы и наши герои выглядели так же, как в ту эпоху».

На съемочной площадке Аббаси просил актеров импровизировать во время диалогов и предлагал им пробовать играть одну и ту же сцену совершенно по-разному. По словам режиссера, такой подход к съемкам стал возможным лишь благодаря невероятному уровню мастерства и подготовки актеров.

«Они все настоящие профессионалы своего дела, хотя у каждого из них свои методы работы, – говорит Аббаси. – Себастиан очень техничный актер. И он никогда не дает себе поблажек. Он всегда стремится к идеальному результату. У Джереми очень развита интуиция. А Мария может похвастаться обоими этими качествами. Я попросил их довериться мне. Получалось, что иногда им приходилось полностью смещать акценты при игре. Думаю, не всем было бы комфортно работать в таких условиях, но они справились на отлично».

По собственному признанию Стэна, хотя порой со съемочной площадки он уходил полностью измотанным в физическом плане, каждый день он заряжался новыми креативными идеями. «Я всегда прихожу на площадку мечтая, что день принесет мне новые удивительные открытия. Ты долго готовишься к своей роли, потом приходишь и слышишь команду «мотор!», а в душе у тебя надежда, что сегодня ты снова узнаешь что-то новое от своего партнера по сцене или режиссера, или события на площадке станут для тебя опытом, которого у тебя еще не было. Ты всегда стараешься найти вдохновение в самых неожиданных местах, предметах и людях. Нам с Джереми точно было, чему друг у друга поучиться. Мы оба с ним не пасуем ни перед чем. Ну а у Марии есть чудесное свойство: она всегда была готова довериться нам в любых наших экспериментах на площадке».

«У Али свое четкое видение процесса, и он твердо придерживается намеренного пути. Он не боится трудностей, но с ним очень легко и приятно работать. Он позволил нам с Себастианом пробовать что-то новое на площадке, импровизировать, искать необычные пути решения задач, ошибаться, в общем, дал нам практически карт-бланш. Али знает, чего хочет, но он также и желает, чтобы ты смог показать все, на что способен. В общем, он создает все условия, для того чтобы звезды на небе сошлись наиболее удачным образом», – делится Стронг впечатлениями от работы с Аббаси.

История, которая научит вас многому

Это история стара как мир: протеже как губка впитывает все, чему его учит наставник, и настолько преуспевает в усвоенной им науке, что в конце концов превосходит своего учителя. В каком-то смысле таким образом можно вкратце пересказать сюжет фильма «Ученик», но для режиссера Али Аббаси эта картина – прежде всего попытка понять, как человеку удалось пройти сквозь череду таких удивительный преображений.

«Как и любые отношения, трансформация – это процесс, который протекает в двух противоположных направлениях. Благодаря своему общению и Дональд, и Рой, сильно изменились, – говорит Аббаси. – Надеюсь, что будущие зрители фильма, как бы они ни относились к Дональду Трампу, смогут в полной мере ощутить и прочувствовать, какой долгий и непростой путь в своих взаимоотношениях прошли наши герои. Мы сняли этот фильм вовсе не из-за идеологических соображений и не для того, чтобы начать полемику. Это картина о том, насколько сложной и многогранной бывает человеческая личность».

По признанию Аббаси и его креативной команды, фильм – это и своего рода критика той системы, благодаря которой Трамп с Коном смогли взойти на самую вершину успеха и заставить современное общество поверить, что их философия «победителя, который забирает все» – и есть основа жизни. «Трамп и Кон – типичные представители американского поколения, которым свойственно «мышление с нулевой суммой»[ Убеждение, что выгода для одной стороны неизменно является потерей для другой.], – говорит Баэр. – Поэтому я призываю нас всех, вне зависимости от того, каких политических взглядов мы придерживаемся, осознать всю серьезность ситуации и даже принять определенные меры».

«Я надеюсь, что фильм заставит зрителей задуматься о том, чем же нам всем так притягательны сильные мира сего, которые подстраивают реальность под свои собственные рамки, – добавляет Баэр. – Мне также хочется, чтобы те, кто посмотрят нашу картину, увидели, что за всем, что делает политик Дональд Трамп, кроются мотивы, вполне понятные любому из нас».

«Мир, в котором мы сейчас живем, стал таким, какой он есть, благодаря взаимоотношениям этих двух людей. Сейчас правда – понятие относительное, а фактами можно жонглировать в зависимости от того, как необходимо преподнести информацию. Мы видим реальность такой, какой хотим ее видеть, а самое главное для нас – победа любой ценой. Причем выиграть мы пытаемся, первыми нападая на соперника, ни за что не признаваясь в собственной неправоте и не уступая своему оппоненту ни на йоту», – добавляет сценарист Гэбриел Шерман.

«Надеюсь, что, посмотрев фильм «Ученик», зрители смогут в определенной степени извлечь для себя урок, когда увидят на экране человека, который считал, что смысл жизни – победа любой ценой, – говорит Шерман. – Думаю, что это очень кривая дорожка. Надеюсь, зрители видят, что именно в такой реальности мы сейчас и живем. И что они поймут, что можно избрать себе совсем иной путь».

«Наш фильм вовсе не о том, как Дональд Трамп стал президентом. Это история взаимоотношений Дональда и Роя, а еще это рассказ о том, как устроена наша общественная система. Ее выстроили такие люди, как Наполеон, а такие, как Рой Кон, умело использовали систему для достижения собственных целей. Коррупция и грязные схемы появились в американской политической среде еще задолго до Роя, но он сумел не только обучиться искусству нечестной игры, но и отточить его до совершенства. Это фильм не только про людей, но и про саму нашу систему», – говорит Аббаси.

«В нашем мире есть два типа людей. Прирожденные охотники и лузеры». Дональд Трамп.

БИОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА

Али Аббаси – режиссер иранского происхождения, который проживает в Дании. Премьера его четвертого полнометражного фильма «Ученик» состоялась на 77-м Канском кинофестивале, в основную конкурсную программу которого лента и вошла. Главные роли в картине сыграли Себастиан Стэн (Дональд Трамп), Джереми Стронг (Рой Кон) и Мария Бакалова (Ивана, первая жена Трампа). «Ученик» стал третьей картиной режиссера, отобранной для Канн. Премьера фильма Аббаси «Убийца «Священный паук»» также состоялась в Каннах, а Зара Амир Эбрахими, сыгравшая главную героиню, победила в номинации «Лучшая актриса». Эта работа также получила номинацию на премию «Оскар» как лучшая кинолента на иностранном языке (Дания) и 4 номинации на премию Европейской киноакадемии. 
Картина «На границе миров» была удостоена в 2018 году премии Канского кинофестиваля в номинации «Особый взгляд», а также номинации на «Оскар» за лучшие грим и прически. Фильм получил 6 номинаций на премию Европейской киноакадемии, в одной из которых («Лучшие визуальные эффекты») он одержал победу.

Дебютная работа Аббаси, картина «Шелли», была показана на Берлинском международном кинофестивале в 2016 году. Али Аббаси также снял несколько эпизодов для сериала «Одни из нас». Перед тем, как поступить в престижную Национальную киношколу Дании, Аббаси изучал архитектуру в Стокгольме.

Подписаться на "Прелесть" в социальных сетях:

vk  ok telegram