Елена Князева - девушка не только красивая, но и умная и эрудированная. Она с детства занималась хореографией, музыкой, пением и рисованием, художественной гимнастикой, балетом, а после школы поступила в один из лучших вузов страны - МГУ им. М.В. Ломоносова, где ее ждали иностранные языки и литература. И параллельно девушка продолжает писать песни. Одну из них берут в сериал «Клуб», и Лена начинает стремительное восхождение по карьерной лестнице...
-Твоя биография заметно отличается от историй большинства молодых представителей шоу-бизнеса: школа с золотой медалью и почетными грамотами, МГУ им. Ломоносова... Кстати, какой факультет?
-Я закончила романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Изучала итальянский и английский. Последний я неплохо знала на момент поступления, сдавала на нем экзамен и сдала на 4. Вообще поступать в такой ВУЗ - задача не из легких. У меня нет и не было папы, который бы мог оплатить мое обучение, не было родственников в Москве - рассчитывать пришлось только на себя! 2 года до поступления я училась дистанционно на подготовительных курсах - писала сочинения, один раз приехала в Москву за полгода до поступления на День открытых дверей филфака, и после этого, даже не попав на выпускной вечер, сразу же после получения аттестата об окончании школы и своей золотой медали, поехала поступать. Неделю до поступления я также ходила на курсы. Конечно, все меня отговаривали, убеждали, что это провальная затея, что мне никогда не удастся сдать даже первый экзамен. Я набрала максимальный проходной балл и поступила. Родители были в шоке. Да и я сама, признаться, тоже. Ходила даже специально к декану, чтобы уточнили, точно ли абитуриентка Князева зачислена или нет (улыбается)..Образование, которое я получила полностью своими силами, - это моя большая гордость.
-Есть чем гордиться! Любишь иностранные языки? И, судя по всему, читать?
-Не сказала бы, что очень люблю языки, скорее, они мне легко даются. Без лишней скромности скажу, что у меня феноменальная память. Это отмечали все без исключения преподаватели в Университете. Читать - да. Это мое слабое место. Читаю много и беспорядочно. У меня какая-то зависимость от печатного слова. Не могу пройти спокойно мимо клочка бумаги с отпечатанным текстом (смеется).
-А каковы твои литературные предпочтения?
-Говорить о любимых книгах - занятие неблагодарное. Все равно кого-то забудешь. Мне всегда нравились романы о трагических судьбах, с плохим концом. Чтоб читать было интересно. Среди филологов модно говорить о своей любви к таким произведениям как «Улисс» Джойса, или «Исповедь» Августина Аврелия, или «Исповедь» Руссо - кому что больше нравится. Последнее действительно повлияло на ход французской революции и на историю в целом, ведь слоганы о свободе, равенстве и братстве берут свои корни именно оттуда. Джон Мильтон с его «Потерянным раем» и «Фауст» Гете - это знаковые и значимые для меня произведения. Знаковые тем, что они в свое время поменяли парадигму сознания целых народов. Если говорить совсем конкретно, то «Фауст» - это новый миф европейского сознания, который отличался от предыдущих тем, что покушался на «божественное» с его постулатом «человек, художник - тоже Творец, как и Бог», и с его утверждением о том, что границы познания расширяются и их фактически нет.
Если говорить просто о тех произведениях, которые я читала и перечитывала с удовольствием, то это «Нана» Золя, «Петр Первый» Алексея Толстого, «Человеческая комедия» Бальзака. Стихи вообще не очень люблю, но много лет нравятся стихи Блока и вообще поэтов-символистов.
-Ты ведь начала работать, когда еще училась?
-На первом курсе я как приезжая студентка жила в общежитии и писала курсовые и дипломы иностранным студентам на заказ, которые тоже там проживали на так называемых «коммерческих» этажах (то есть по одному, а не по 3, как обычные студенты вроде меня, в комнате). Это началось случайно: я жила в комнате с пятикурсницей, которая давно занималась написанием дипломов, по моим тогдашним меркам, за безумные деньги. В какой-то момент у нее стало просто не хватать времени на простые работы вроде семинарских отчетов и курсовых, и она подключила к этому делу меня. Сначала я писала только курсовые и какие-то небольшие отчетные работы для студентов из Китая, Южной Кореи, Японии, потом более серьезные работы. Я хорошо училась, владела материалом, неплохо писала, плюс никогда не отказывалась что-то объяснить, дать почитать, чтоб студент мог не просто сдать и получить свои «4» или «5», а понимал, что и как он делает, о чем пишет. Ко мне стояла очередь за курсовыми, а позже - за дипломами. Довольно быстро я перебралась из общежития в съемную квартиру, но потом переселилась обратно - не хватало той атмосферы, когда можно зайти в комнату напротив к знакомым за конспектом, да и просто поболтать. Потом у меня за год собралась какая-то сумма денег, я отучилась на курсах биржевой торговли и стала торговать акциями на фондовом рынке. Это довольно непростое и отнимающее все свободное время занятие. Сейчас я до сих пор этим занимаюсь, но уже не так серьезно, как раньше, подзабыла немного теорию, не работаю с системой «Квик», просто вкладываю деньги в долгосрочной перспективе. Хотя с этим кризисом даже этого, в общем, делать не стоит.
-Неплохая коммерческая жилка у тебя. Но ты сейчас в шоу-бизнесе, а не на бирже. Каковы были твои первые шаги?
-Когда мою песню «Без крика» взяли в сериал «Клуб», где мне, кроме того, дали еще сыграть большую роль. Это была моя первая серьезная роль: по сценарию мне надо было и плакать, и бросаться стаканами - помню, стаканы надо было ронять отчего-то на продюсера Иосифа Пригожина, причем ронять, но не разбивать! - и петь свою песню на сцене, куда меня за руку выводил Билан. Причем когда я ее принесла изначально продюсеру сериала на диске, где было много других хороших песен, я не планировала сниматься в качестве актрисы. Я просто хотела, чтоб он взял какие-то треки в сериал, а дальше у меня был другой план действий. Но он выбрал «Без крика», выбрал в качестве одного из ключевых треков сериала, кому-то надо было ее спеть, провели небольшой кастинг и утвердили меня. Так все началось.
Потом был сериал «Мечты Алисы», где прозвучало уже несколько моих собственных песен и где у меня тоже была немаленькая роль. Потом мои песни взяли в ряд сериалов на ТНТ и СТС, потом был «День выборов», потом главная роль в конце 2007 года в «Кабачке 13 стульев», и моя последняя роль - уже одна из трех главных женских - в фильме с рабочим названием «Город невест», выхода которого я лично жду с огромным нетерпением. Кроме того я участвовала и была самым рейтинговым участником в шоу на СТС. Параллельно я работала ведущей праздничных концертов на Третьем канале, на Рен ТВ, писала песни на заказ. Сейчас к тому, что я работаю певицей, актрисой и композитором, прибавилось еще кое-что - меня пригласили вести еженедельную передачу на одном из музыкальных каналов и предложили вести авторскую колонку в газете.
-Давай сначала разберемся с певческой карьерой! Ты вообще с детства мечтала стать певицей и актрисой? Или все шло как само собой разумеющееся?
-Я не мечтала быть ни певицей, ни актрисой, я просто писала. Стихи, рассказы, просто какие-то тексты, потом песни. Но актерским мастерством, с разной степенью регулярности, я занималась с детства. Сначала в каких-то детских студиях-кружках, куда, наверное, ходил почти каждый ребенок, потом в школе. Причем мне не хотелось играть принцесс или королев, как всем нормальным девочкам, - моя коронная роль была роль старухи-волшебницы, которая обманом заманила к себе домой хорошего мальчика Якоба и продержала его в плену 7 лет, сделав в итоге отличным поваром, но превратив его при этом в горбатого карлика-урода. Помню, как училась скользить по полу в жутких конструкциях, которые должны были изображать ореховые скорлупки, в которых должна была ходить эта колдунья. Чтобы не падать и вообще нормально в них передвигаться, надо было что-то придумать, и я попросила папу прибить на подошвы резиновые накаты. Очень помогло.
Так что актрисой я стала не потому, что этого хотела, хотя сейчас я получаю огромное удовольствие от этого, а так как это был просто один из способов продвигать свои песни. Как в сериале «Клуб», например.
-В «Клубе» сюжет вертится вокруг карьеры в шоу-бизнесе. Как ты можешь описать этот мир сама? Так ли он жесток, как его рисуют?
-Часто задают этот вопрос. И многие артисты любят пожаловаться на «жестокость и несправедливость» мира шоу-бизнеса.
По себе могу сказать: да, есть определенные сложности, связанные прежде всего с так называемыми «бюджетными» артистами, которые приходят и покупают себе прессу, радио- и телеэфиры. Кроме того, сложность в том, что весь наш шоубиз поделен на конгломераты: все артисты делятся по своей принадлежности к продюсерам и продюсерским центрам. Зритель-то этого не знает, ему не объяснишь, что некая девичья группа N выступает на центральном канале не потому, что они какие-то особенные или талантливые, а потому что у канала с продюсером особые договоренности.
Так что основные сложности связаны с тем, что пробиваются не самые талантливые, а те, у кого мощный материальный или оргресурс. Хотя, безусловно, есть такие артисты как Земфира. Она гений, и она будет всегда, независимо от всех остальных. Но таких, как она, больше нет.
Поэтому мне, чтобы успешно и продуктивно заниматься одним родом деятельности, постоянно приходится осваивать области, смежные с эстрадным исполнением, - я не отказываюсь ни от работы ведущей, ни от ролей в кино, ни от написания, скажем, корпоративных гимнов на заказ.
-Ты сама тусовочный человек? Или домашний?
-Не тусовочный и не домашний. Если надо по работе - пойду в клуб, если нет такой необходимости, связанной с работой, - останусь дома. Мне всегда есть чем заняться: надо писать песни, заниматься вокалом, речью, мастерством актера и еще кучей всего по работе, кроме того, есть же еще домашние дела. Просто в любом виде деятельности ты либо тусуешь и тратишь свое время, прожигая жизнь, либо занимаешься карьерой, повышая все время уровень знаний. Я выбрала второе.
-Любишь заниматься домом? Есть ли какие животные?
-У меня был любимый кроль Хряпа, который недавно умер, и кот Ленин, который тяжело переживал расставание с другом Хряпой, так что пришлось его отдать маме. Там ему лучше, чем в квартире, где у них до недавнего времени даже миски стояли рядом. А говорят еще, что животные ничего не понимают. Такую верность и среди людей-то нечасто встретишь. Сейчас у меня кошка британской породы редкого шиншиллового окраса, которую мне подарили поклонники.
-А как насчет семьи? Хочется создать?
-В будущем, конечно. Планирую и семью, и детей. Но не так, напоказ, как это частенько делают медийные персоны, а наоборот, если я когда-то выйду замуж, об этом никто не должен знать, тем более, что скрыть это не так уж и сложно, было бы желание. Среди пиарщиков есть даже такая шутка, что наши артисты женятся и затевают истории с мнимыми разводами исключительно ради обложек известных журналов.
-Если не секрет, расскажи немного про свою личную жизнь. Кто-то есть рядом?
-Конечно, я нормальный человек, у меня были отношения, и достаточно серьезные, но сейчас я свободна.
-Какую цену ты готова заплатить за успех?
-Мне не нужна любая слава, любая, лишь бы какая, и я никогда не продам, не предам друзей и близких, не пожертвую жизнью, личным счастьем и здоровьем ради успеха, который, каким бы заслуженным ни был, всегда мимолетен. В настоящий момент я готова отказаться от каких-то материальных благ, спокойствия, стабильности, личной жизни. Но это не пожизненный отказ. В отличие от большинства молодых артистов, я понимаю, что делаю. Плюс я игрок «вдолгую», и готова медленно, но планомерно создавать хороший продукт. Есть люди, который в меня верят, и их немало. Если не пропадет талант писать песни, все может быть не так уж плохо в итоге.
-Как ты относишься к своим поклонникам? Есть какие-то забавные или, наоборот, не очень приятные истории?
-С поклонниками у меня особые отношения. Они появились не сразу, долго подбирался этот круг людей. Что для меня в них ценно - они действительно меня поддерживают, в Интернете, например, помогают на выступлениях, на съемках клипа могут поработать администраторами, например, вообще делают для меня очень много. Есть один мальчик, который прячется под ником Дибишка, который нашел какого-то другого мальчика, который чего-то там плохо написал про меня в Интернете, и побил его. Пришлось все бросить, ехать договариваться с милиционерами, чтоб его отпустили. Другой, не менее активный, юноша писал мне в своем ЖЖ открытые для всеобщего прочтения письма в духе «от моих фантазий о тебе, Елена, потеют стены». После непродолжительных переговоров он все-таки эти письма удалил. Еще недавно выступала в клубе на «заказнике», сцена была скользкая, я сняла туфли, положила на край сцены, так мужчина - довольно взрослый - взял и забрал их на глазах у всех, сказав, что мои ноги - его фетиш, и туфли он не отдаст (хмурится). Вообще часто что-то такое случается!
-Говорят, что человек на сцене испытывает необычайные ощущения, сумасшедший энергетический обмен с публикой. Это правда?
-Когда я только начинала петь на большой сцене, то ничего кроме страха не чувствовала. Был страх забыть слова, спеть фальшиво, так как песни, которые я пишу сама, довольно непростые с вокальной точки зрения. Плюс у меня нередко случались ситуации, когда мне специально портили звук, так что на концерты я шла, как в последний бой.
Но это довольно быстро прошло. Когда у тебя поток выступлений, привыкаешь быстро, плюс я много занимаюсь, постоянно поддерживаю стабильную вокальную форму, хорошо владею голосом, и, даже если случаются проблемы по звуку, мне не сложно выйти и спеть «а капелла», без музыки.
Сейчас я ловлю кайф почти от каждого выступления, мне хорошо так, что даже мурашки по коже. И могу с твердой уверенностью сказать, что те артисты, которые испытывали подобное, меня поймут. Это ощущение не хочется терять никогда.
-Вот мы подошли к твоему творчеству. Ты человек разносторонний, даже трудно сразу выбрать вопрос... Что тебе самой больше всего нравится - сниматься в кино, вести телешоу или петь и танцевать?
-Мои творческие амбиции лежат в авторской области. Соответственно, на первом месте у меня всегда написание песен. У меня куча недописанного или недоработаного материала, так что эта проблема стоит всегда. Постоянно или пишешь новое, или работаешь над старым.
Остальные области деятельности примерно на одном уровне - это и актерская составляющая, которая приносит огромное удовольствие, и работа ведущей, и всяческие коммерческие предложения вроде написания песен и корпоративных гимнов на заказ. Кроме того, недавно я отшила коллекцию джинсов, которые скоро поступят в продажу. Там небольшая партия, но я давно хотела ее сделать, и очень рада, что получилось. Так что я занимаюсь всем, что мне интересно, и что приносит какие-то деньги.
-Итак, ты сама пишешь песни?
-Большинство песен пишу себе сама. Вообще подбираю материал себе самостоятельно - решаю, купить ту или иную песню или музыку или нет. Подход к отбору материала у меня строгий. Но есть песни, которые написаны другими композиторами, но люди, тем не менее, думают, что их написала я, хотя в графе «автор музыки» стоит имя совершенно другого человека. Я стараюсь подбирать материал так, чтобы, во-первых, он мне был близок душевно, и во-вторых, был абсолютно созвучен с моими собственными мыслями и некоторыми моими собственными песнями. Хотя как композитор я пишу разноплановые вещи. Это довольно редкое явление. Обычно все работают в пределах одного жанра. У меня же есть и романтические баллады («Без крика»), и танцевальные хиты («Шоколадное лето»), и нежная лирика («Новогодняя» песня), и вообще не попсовая тематика («Патриотическая» песня, которую я недавно пела живьем в Доме Музыки, видеовыступления легко можно найти в Интернете). Я сейчас говорю только о тех песнях, которые я написала полностью сама - и слова, и музыку. Есть еще треки, где я покупала музыку, например, а слова писала самостоятельно. Есть и хит, где я выступаю только в качестве исполнителя, - песня «А ты сказал», например, которая стояла в хорошей ротации на Русском радио.
-Расскажи, как происходит творческий процесс сочинения песни?
-Это довольно тонкий и не совсем контролируемый с моей стороны процесс. В любом случае, это большой душевный труд, и после написания мне нужно какое-то время отдохнуть, побыть одной.
-Какое свое произведение ты лично считаешь лучшим?
-Из публичных, засвеченных песен не могу какую-то одну выделить. Я люблю их всех, и если бы они ни мне, ни людям не нравились, меня бы вряд ли приглашали на концерты и корпоративные выступления. Стараюсь делать так, чтобы под мои именем не выходило ни одной проходной песни. Это непросто, но такая цель есть (улыбается).
-А какая роль из тех, что довелось сыграть, оказалась самой интересной?
-Последняя, главная - в фильме с рабочим названием «Город невест». Долго к этому шла и оттянулась по полной, благо режиссер нас, актеров, не ограничивал в творческих проявлениях (смеется).
В этом фильме есть несколько реплик, которые придумались сами в процессе съемок, прямо на площадке. Я сыграла лейтенанта милиции по имени Жанна Тревогина в городе, где живут только женщины.
Вообще перед тем, как сниматься, я всегда сажусь и выписываю своего персонажа - как она думает, говорит, с кем общается, чем живет и дышит, какая у нее пластика, проблемы и устремления... так рождается Образ. Иногда в процессе съемок у моей героини вырывались слова, которыми я в жизни вообще не пользуюсь, например, выражения «Вот шельмец-то», «Нажрутся виагры на ночь, работай с ними после этого» - их не было в сценарии, и мне как человеку они вообще не близки, но когда работаешь, твой образ начинает жить какой-то своей жизнью и даже разговаривать по-своему.
-Кто из современных артисток вызывает твое уважение?
- Рената Литвинова - за вкус, смелость быть собой и самоиронию. Видно, что эта прекрасная женщина себе очень нравится, поэтому она нравится и другим. Актриса Людмила Артемьева - за талант и харизму. Всегда, когда вижу ее в каком-нибудь сериале, не могу оторваться. Елена Яковлева - за женственность и мягкость, за нежность и индивидуальность. И Татьяна Навка - за силу воли и цельность.
Из голливудских актеров давно уже нравится Кристина Риччи и Крейг Дэвид.
-А в жизни есть кумир?
-Я как-то с детства отличалась здравым подходом к жизни и прекрасно понимала, что те, кого считают кумирами, на самом деле обычные люди, со своими слабостями и проблемами. Кумиров у меня не было никогда. Помню, что в детстве у меня был любимый герой - Фантомас, но уж кумиром его назвать было никак нельзя.
-У тебя есть талисман?
- Есть, и не один. Не буду раскрывать всех секретов.
-И это правильно. Ты очень обаятельная девушка. А сама как относишься к своей внешности? Не хотелось бы что-либо изменить?
-Я довольна своей внешностью, но никакого культа из этого не делаю. Это такой же талант, или, если хотите, везение, как способность писать песни, например. Но все равно плюс к тому, что у меня неплохие внешние данные, мне пришлось и приходится довольно много работать над собой. Худеть, заниматься спортом, следить постоянно за внешностью. Работа артиста - это работа напоказ, когда внешностью отторговываешь ничуть не меньше, чем голосом. Я вам рассказываю вещи, в которых, скорее всего, не признается ни один артист. Многие любят, подняв бровки, говорить о том, что «самый большой дар - это мой голос, а остальное - неважно», даже если такового нет и не было. На самом деле в публичной активности важно все. Мелочей нет.
-Как ухаживаешь за собой?
-У меня есть несколько собственных секретов по уходу за собой, но я их пока подержу в секрете (улыбается). Можно здорово улучшить самочувствие и внешний вид, если хотя бы относительно регулярно ходить на спорт и массаж (это довольно банальные, но действенные рецепты), использовать в гигиенической косметике (шампунях, кремах, кондиционерах) эфирные масла - просто добавив несколько капель, и подбирать себе одежду и косметику исходя из своего цветотипа. Это самые простые вещи, понимание которых, однако, есть не у всех. Очень многие молодые девушки не хотят потратить несколько часов в Интернете, чтобы понять, что такое цветотип человека, какие цвета безоговорочно идут, как их лучше сочетать между собой и какой цветовой палитрой в косметике лучше пользоваться. Если понять и освоить эти базовые вещи, то начнешь, во-первых, экономить деньги, так как не будешь совершать покупки вещей, которые тебе не идут и не пригодятся, и время - по той же причине). Возвращаясь к уходу за собой, могу сказать, что отличный рецепт - это использование нашей, органической или травяной косметики. Она продается в виде порошочков, стоит не очень дорого (дешевле западных химических аналогов), от нее нет вреда в долгосрочной перспективе, как от средств со сложным химическим составом, которые приводят к привыканию кожи и к прочим сомнительным последствиям, а эффект проявляется пусть не сразу, зато он стабилен и надолго.
-Ты сова или жаворонок?
-Я приспособленец. Бывает, что возвращаешься с гастролей в Китае (там разница в 5 часов сейчас) и встаешь в 7 утра с удовольствием. Если надо работать по 18 часов, то я делаю все, что от меня требуется, безропотно. Работа, особенно там, где в процесс втянуто много людей, - это всегда на первом месте.
-Скажи, что сама ты ценишь в своем характере? Какие твои сильные и слабые стороны?
-Мои сильные стороны - это доброжелательность, верность, потребность работать над собой, колоссальная работоспособность и то, что я не сдаюсь. Никогда.
Слабые - это гневливость, подозрительность, недоверчивость и нежелание все делать мягко, по-женски. Я не боюсь конфликтов и с энтузиазмом могу постоять за себя, хотя первая не начну скандалить.
-Что ты думаешь о журнале «Прелесть»?
-Отличный женский журнал, затрагивающий все актуальные темы для женщин.
-Что бы ты могла пожелать читательницам «Прелести»?
-Сейчас непростые времена. Кризис в экономике, кризис в сознании людей. Но, кроме минусов, у него есть очевидные плюсы. Прежде всего, это движение общественного сознания в сторону традиционных ценностей. Если верить биографии Шанель, то и в тяжелые военные годы она не растерялась, не закрыла свои ателье на Лазурном берегу, а просто предложила своим клиенткам более практичные и удобные наряды, мода на которые охватила впоследствии весь мир. Так и уважаемым читательницам «Прелести» могу посоветовать ни в коем случае не отчаиваться, не забывать о том, что они - Женщины, уметь мыслить позитивно и находить выход даже, казалось бы, в безнадежных ситуациях!
-Большое спасибо, Лена, за такую интересную и очень содержательную беседу! Успехов тебе и удачи!