Индийская культура йоги - учимся быть здоровыми!

Индийская культура йоги - учимся быть здоровыми!

йогаТысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В 5-6 века до нашей эры ее мудрецы создали священные книги Веды, потом - комментарии Упанишады, дав мощнейший толчок развитию философской мысли. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Йога, всеми остальными системами признаваемая как общий метод и средство познания мира. Она как философское знание пришла к нам из последней трети первого тысячелетия до нашей эры. Как миф - от древнейшей цивилизации. Она даже древнее древних в том смысле, что рождается из легенды. Чувствуете, чем будете заниматься? Над этим время не властно. На языке йоги с вами говорит сам мир - во всей его незыблемости, которая притягивает и впечатляет.

Аштанга-виньяса йога. Комплексная система йоги состоящая из:

1. удджайи пранаямы (дыхание производимое при легком сжатии голосовой щели и пропускании воздуха через нее, с произведением ровного, расслабленного, мягкого звука, на котором концентрируется ум.)

2. уддияна (легкое подтягивание живота) и мула(подтягивания ануса или мышцы промежности), бандхи. Бандхи остаются на протяжение всей практики. (в некоторых асанах используется джаландхара бандха.)

3. виньяса (серия движений соединяющая асаны, основанная на первом приветствии солнца). Каждое движение происходит на вдохе или на выдохе, без фиксаций превышающих рамки данной фазы дыхания.

4. асаны (фиксация не значительная - 5-10 дыханий Сама последовательность воспринимается как единый поток, а не набор асан. Но если асаны еще не отработаны, возможны несколько более длительные фиксации до 15-20 дыханий, а больше уже не стоит.

5. дришти- фиксация взгляда при расслабленных глазах и внимании направленном вовнутрь (кончик носа, третий глаз, на ладонь, на большие пальцы ног, вверх, в сторону (вправо, влево), на пупок). Каждое движение (виньяса) имеет свое собственное дришти (одно из восьми выше). Еще одно очень эффективное средство для успокоения ума.

6. внутренний жар(агни), производимый сочитанием дыхания и движения, усиливается, ровно(благодаря виньясе) распределяется по телу, выводя токсины и постепенно расплавляя болезни.

7. концентрация, постепенно переходящая в медитацию, которая из всего этого вытекает. Четыре группы физических практик составляют хатха йогу: шаткрийя, асана, пранаяма и мудра. Поскольку каждая из них может применяться согласно индивидуальным способностям практикующего, вместе они эффективны для каждого. Даже люди с физическими ограничениями могут извлекать пользу из этих методов, потому что позы, дыхание, и внутреннее внимание более важны чем внешние телодвижения.

Соблюдение ямы и ниямы как полагают, является частью системы хатха йоги, хотя эти правила в разной степени акцентируются в различных традициях. Йога Сутры Патанджали определяет хатха йогу как первый четыре ступени из восьмиступенчатой системы раджа йоги (яма, нияма, асана и пранаяма) Хотя Патанджали посвящает 15 сутр яме и нияме, Сватмарама уделяет им только две. Яма и Нияма.

Яма и Нияма- этические рекомендации для устранения внутреннего конфликта и установления гармоничных отношений с другими людьми. Они указывают, что должно, а что не должно делать, чтобы сохранить духовный путь настолько чистым, насколько это возможно. Важно помнить, что эти рекомендации не "заповеди", которые нужно соблюдать, чтобы избегать гнева справедливого Бога, но пункты само-дисциплины, которые дают возможность практике проходить гладко.

В яму входят: ахимса (не-причинение вреда); сатья (правдивость); астейя (не-присвоение чужого); брахмачария (контроль над чувственными побуждениями); и апариграха ( не-накопительство).

Нияма: шауча (чистота или чистоплотность); сантоша (удовлетворенность); тапас (простота или строгость); свадхьяйя (само-изучение); и Ишварапранидхана (преданность Богу или Истине).

Это - глубочайшие концепции, значение которых не может быть выражено в одном или двух английских словах. Практика ямы и ниямы очень мощна. Мы не можем здесь уделить много внимания этим рекомендациям, поэтому оставим их на некоторое время и повернемся вместо этого к физическим методам хатха йоги.

Асана несколько унижена в современном мире понятием, что успешный ученик - это тот, кто касается пола сразу, или кто имеет наиболее гибкое тело. Фактически, ученик, действительно прогрессирующий, может оказаться тот, кто не может коснуться пола даже после восьми недель занятий, но он занимается ежедневно, и его или ее возможности чувствовать, экспериментировать, и соблюдать однонаправленное внимание медленно, но неуклонно расширяются.

Занимайтесь регулярно. Регулярные усилия приносят прогресс. Усиленная практика не столь эффективна как регулярная практика. Регулярная практика с учетом своих способностей дает устойчивое продвижение. Усилия время от времени приносят плоды. < Само-дисциплину.>Любые внешние рамки дисциплины, в конечном счете вызывают чувство подавления. Мы естественно сопротивляемся попыткам контроля нашего поведения. Само-дисциплина, с другой стороны, мотивируется нашими собственными интересами или глубочайшими желаниями. Дисциплина просто означает делать выбор. Если ваши приоритеты основаны на ваших целях и интересах, Вы станете само-дисциплинированными. Но если Вы практикуете под чьим-то давлением или из потребности выполнять чьи-то ожидания , Вы останетесь с пустой делающейся для вида практикой, лишенной вдохновения, внутреннего понимания и чувства наполненности.

Начните оттуда, где вы сейчас. Мы часто не довольны собой, какими мы себя представляем, и так начинаем заниматься йогой с идеей преодоления своих недостатков. Если мы стараемся изо всех сил убежать от себя, наша практика может стать иссушающе ненасытной. Это может привести нас к отторжению самих себя и к желанию быть кем-то еще.

Типичный пример - начинающий ученик, который думает, что он должен дублировать совершенную позу преподавателя немедленно. Скручиваясь в неудобную форму, он упускает полностью смысл. Вы можете начать только с того места, где Вы.

Типы Йоги. Существует 4 типа йоги : Мантра, Лайя, Хатха и Раджа. И масса методов: Бхакти, Карма, Джнана, Янтра, Дхьяна, Шакти, Кундалини, Самадхи Йога и т.д. Это не типы йоги, а методы внутри 4 типов. Раджа йога или высшая йога работы с умом, которая базируется на Йога Сутрах Патанджали. Слово аштанга йога взято именно оттуда и означает восьмиступенчатая йога. Асана там выступает лишь как удобная поза для медитации. Такая йога подходит лишь супер людям у которых ум уже успокоен.

Хатха йога это йога, которая считает, что человек имеет для работы с умом преимущественно один инструмент - тело. Через работу с телом идет тренировка ума. Охватывает первыне четыре ступени аштанга-йоги Патанджали. В первые годы практики большое внимание уделяют чисткам шаткарма. Подходит тоже весьма продвинутым людям. Лайя йога - это грубо говоря все другие методы Тантры после хатхи.

Мантра йога - это совсем для простых ребят, которые только способны повторять одну простую фразу, но требует большей подготовки от гуру. Говоря Аштанга йога, обычно имеют в виду Аштанга-виньяса йогу гуру Паттабхи Джойса. Система была так названа, чтобы показать свою близость к йоге Патанджали, т.е. высшей Раджа Йоге. Но по совокупности методов это лишь разновидность Хатха Йоги, т.к. имеет дело с физическим телом. Кроме Джойса есть еще масса школ, которые называют себя Аштанга йога, как дань уважения к Йога Сутрам, но каждый раз надо отдельно рассматривать, что они собственно практикуют.

Подписаться на "Прелесть" в социальных сетях:

vk  ok telegram